«МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ДРАГУНОВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Я сегодня хочу остановиться на музыкально-игровой деятельности как средство развития речи детей имеющих речевые нарушения.
Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в группах ОНР и ЗПР: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова).
Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т. Боровик).
Вообще многолетние наблюдения показали, что дети с патологией ОНР и ЗПР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств, основываясь на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления речи, является музыкально-игровая деятельность - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Задачи, которые можно поставить для реализации этого направления:
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас детей с общим нарушением речи и с задержкой психического развития.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении изучаемого звука.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного проведения занятий, включающих музыкально-игровую деятельность. Это Логопедическая ритмика – одно из звеньев педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения – логоритмика. Включает игры и упражнения, которые позволяют координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование на этих занятиях пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.
Виды музыкально-игровой деятельности:
- Пластические игры и упражнения: «Потягушки», «Игра с пчёлкой», «Плакучая ива», «Ритмическая разминка», «Прогулка в лес», «Лабиринт, «Снеговик».
- Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)
Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат смену музыкального фрагмента меняют движения.
- Игры с подражательными движениями
Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:
«Небоскребы – избушки» (тема “Город”);
«Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);
«Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”).
- Игры на общение (коммуникативные, хороводные)
Коммуникативная игра «Бинго» (тема “Домашние животные”)
Дети парами идут по кругу и поют:
Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,
Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,
Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,
Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.
Говорят:
Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
О-О-О!- обнимают друг друга.
- Пальчиковая игры: «Прогулка», «Дружба», «По грибы»,
- Игры – потешки: «Пузырь» р.н. игра, «Кисонька – мурысонька»,
- Игры – массаж: «Грибной дождик», «Воробьи», «Пальчик – мальчик».
- Игры с предметами: «Тук-тук», «Шаловливые сосульки».
- Танцевально-игровые композиции: «Бабка – Ёжка», «Сара – Барабу», «Весна – красна» Т. Суворова.
- Подвижные игры: Русская народная игра «Дударь» (тема “Части тела”)
Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище.
Ну, его в колоду, ну, его в сырую,
Ну, его в гнилую!
Дударь, дударь, что болит?
Водящий – голова! (спина, нога и др.)
Дети идут по кругу, держась за голову.
Игра повторяется, пока дударь не скажет:
«Ничего не болит!», тогда все разбегаются, а он догоняет.
- Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
“Ложкари” (ложки разных размеров)
“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь с музыкой. Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер музыкально-игровой деятельности.
При планировании занятий, я, как музыкальный руководитель учитываю конкретный материал той или иной лексической темы и рекомендации учителя логопеда и дефектолога по закреплению речевых форм, подбираю для музыкальных занятий репертуар, который позволил бы закрепить тот или иной речевой материал.
Рассмотрим использование речевого и музыкального материала на примере темы “Дикие животные”. Эта тема очень обширна, интересна, так как позволяет решать разнообразные задачи. Занятие строится как развернутая ролевая игра или музыкально- литературная композиция, объединенная общей канвой, где дети играют, “встречаются” с различными дикими животными. Танцуют образные танцы, например, «Зайчики», «Медведи». Дети учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: волк - сердитый и злой, лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый, белочка - маленькая и быстрая, а зайчишка - подвижный, но трусливый. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные “превращалки”, которые настраивают на передачу образа, мобилизуют внимание, вызывают желание играть. Такие игры как “Медвежата”, муз.Красева М. позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность.
Таким образом, достигается эффект “погружения” детей в изучаемый лексический материал, соблюдается принцип многократности его повторения в разных видах деятельности. Вокруг каждого ребенка создается речевая среда, содержащая в себе игровую ситуацию и яркий эмоциональный фон.
В музыкально-игровую деятельность обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топающим шагом идти по комнате и проговаривать слова:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям деток и имеют сюжетно - образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.
Мы почти к каждому празднику (они проводятся у нас ежемесячно) разыгрываем короткие сказки-сценки, инсценировки, диалоги, в которых участвуют дети. Я, как музыкальный руководитель работаю над передачей образа, мимикой и жестами, а учитель логопед и дефектолог учитывает структуру речевого нарушения каждого ребенка, подбирает и разучивает с детьми стихи, одновременно осуществляя контроль за автоматизацией звуков, выразительностью речи и правильным произношением. Такие театрализованные игры учат детей умению взаимодействовать, уважительному отношению друг к другу.
Музыкально-игровая деятельность с детьми предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.
При подведении итогов работы хочу отметить, что, используя системный подход в обучении музыкально-игровой деятельности детей, в специальном планирование раздела работы по развитию связной речи с использованием разнообразных дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения, с учётом особенностей проведения праздников, способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
Таким образом, в процессе музыкально-игровой деятельности у ребенка развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух (что, в свою очередь, способствует развитию речи). Также двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.
Используемая литература
1. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.