«Мир игры современного ребенка»
Подготовила воспитатель Новикова И.А.
Во многих языках понятие «игра» обозначает радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Игра-деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, она протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном воображаемом мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится «здесь и сейчас», например, в группе детского сада.
В игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.
Игра-это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами. По мнению ученых, возможность использовать в своей деятельности символы - это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит именно в семье.
Игра – деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает и игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном возрасте, социальное развитие ребенка может быть осложнено .
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Но, к сожалению, на свободу ребенка и игре все чаще посягают взрослые. В результате мир игры утрачивает для детей свое волшебство.
Основной структурной единицей развернутой формы игры Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры. Имеется в виду сюжетно- ролевая игра. В других формах игры роль представлена как игровая позиция, которая характеризуется принятием игровых правил. Появление игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок отделяет игру от неигры.
В какие игры играют дошкольники?
Классифицируя игры, в качестве ведущего признака обычно рассматриваются правила, на основе, которых они организуются:
- игры, правила, которых устанавливаются по ходу игровых действий. Такие игры чаще называют « творческими»;
- игры с готовыми правилами. Их так и называют «игры с правилами»: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные ритуально – обрядовые.
Творческие игры можно разделить на две большие группы.
1.Игры на основе готовых сюжетов.
Подражательные игры основаны на повторении понравившегося сюжета книг, мультфильма или действия, поступка. Это сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра – драматизация, в которой основой является литературный сюжет. Театрализованные игры ориентированы на зрителя. Это игры на основе готовых литературных сюжетов.
2.Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок разворачивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль.
Режиссерские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребенком игрушкам.
Игра – фантазирование построена на воображении и протекает преимущественно в речевом плане. Продукт воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней речью ребенка.
Игры интегрированного типа включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры – принадлежность старших дошкольников, им важен не только процесс, но и результат.
Импровизационные игры – этюды. Дети по предложению ведущего импровизируют на заданную тему.
Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе:
Самодеятельные (самостоятельные) игры возникают по инициативе самих детей;
Игры организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции.
Сюжетно = ролевая игра. Основа игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В роли в единстве предстают аффективно- эмоциональная и операционно- техническая стороны деятельности.
Сюжет-та сторона действительности, которая находит отражение в игре. Сюжет игры всегда узнаваем и в то же время не определен. Неопределенность сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью, ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Наиболее распространенными сюжетами являются: профессиональные, военизированные, Созидательные, поиска и открытий (путешествия, космос), связанные с искусством( цирк, театр), сказочные, фантастические, этнографические («в индейцев»).
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребенка. Роли могут быть разнообразными: роль конкретного взрослого человека, персонажа фильма, книги. Роль –профессия, семейная, этнографическая, сказочная, роль животного
Игровые действия носят условный характер. Основной механизм существования игры-действия замещения: предметно-действенное и словесное. Особый вид замещения- обозначение игрового пространства.. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а затем в речи. Далее ребенок переходит к действиям без опоры на предмет (мы как будто вымыли руки). Постепенно замещение становится полностью речевым. Это знаменует спад сюжетно-ролевой игры и переход к игре-фантазированию, игре-драматизации. Такой переход связан с усложнением работы воображения. Чем короче игровые действия, тем глубже ребенок проникает в суть человеческих взаимоотношений Путь развития игры - это овладение личностной ролью.
Существенная особенность игры и ее содержания – отношения между людьми, которые являются предметом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации, в которых ребенок действует активно, наравне со взрослыми.
Как изменился мир игры современного дошкольника?
Большинство детей в д/с играют с друзьями. Небольшая часть дошкольников любят играть одни (дети кричат).Большинство дошкольников предпочитают играть с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни («больница» «магазин», «семья»).Часто эти сюжеты объединяются в одной игре. Мальчики любят игры «корабль», «клад», «полиция», «трансформеры». Материал для построения этих игр берется из мультфильмов, компьютерных игр Игры мальчиков подверглись большему изменению на рубеже веков. Большой популярностью пользуются игры с конструкторами, строительным материалом. Девочки любят играть с куклой Барби, которая включает элементы режиссерской игры.
На выбор ролей сюжетов оказывает влияние окружающая действительность: играют в заложников, спасателей, «танцы со звездами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и материальные «бизнесмен» Девочки старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, главная героиня, которых- принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Такие игры называются архетипическими. У мальчиков сюжеты игр другие- в них находят отражение события с преодолением препятствий, борьба и победа над врагом. В играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. В старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков архетипы разные, они помогают ребенку осознать свои идеальные мужские и женские качества. Телевидение оказывает большое влияние на воображение детей. Появляются новые игровые роли: Бэтмэн, Человек- паук. Часто игры сводятся к манипулированию с модными игрушками (Барби, Шрек) Часто игра сводится к накопительству модных игрушек. Причина того, что дети не могут творчески играть с игрушками нового поколения, в том, что дети используют готовые сюжеты мультфильмов, телепередач. К 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами, настольным, подвижным.
На что обратить внимание современному педагогу?
1.Как бы ни была важна подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
2.Игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе.
3.Мир игры многообразен. К концу дошкольного возраста сюжетно- ролевая игра уступает место другим играм, интегрируется с другими видами деятельности.
Литература
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Сфера, 2010 г.